История детской творческой студии «АКАДЕМИЯ»

Как все начиналось

Студия «Академия» для детей, интересующихся историй изобразительного искусства и культуры в целом, была создана в 1992 году сотрудниками Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств как экспериментальная лаборатория для апробации уникальных методик преподавания мировой художественной культуры детям и подросткам с 6 до 18 лет. Большую роль в становлении и развитии детской творческой студии «Академия» сыграла поддержка руководства Российской Академии художеств и Научно-исследовательского института, доверивших преподавателям студии продолжить многовековые просветительские традиции «большой» Академии, придав им новый ракурс — воспитания не столько творцов, сколько грамотных потребителей искусства. А существование детской студии «Академия» в рамках кафедры ЮНЕСКО с самого начала предъявило к ней серьезные профессиональные требования, предполагая безупречный уровень образовательных программ. 

Нет ничего серьезнее игры

Являясь частью дополнительного, то есть изначально не обязательного образования, деятельность студии «Академия» должна была предложить ребенку и подростку такие нестандартные и притягательные формы знакомства с историей культуры, которые смогли бы увлечь его и побудить добровольно проводить на «академических» занятиях собственное свободное время. Так, главным инструментом нашего девятилетнего цикла (подробнее см. раздел «Наши программы») стала игра во всех возможных её творчески-стимулирующих жанрах. Младшие студийцы играют в первобытное племя и древнерусских богатырей, средние — создают авторские проекты на тему античности и средневековья, старшие переживают бесценные состояния погружения в культуру на семинарах в доме-музее В.Д. Поленова или особняке С.П. Рябушинского, в окружении исторических ковылей на Куликовом поле или штурмуя пещерные города Крыма.

Дети не просто познают историю и традиции разных эпох, пассивно воспринимая их с чужих слов, но стараются пережить их через собственный эмоциональный и душевный опыт. А, как известно, пережитое не стирается из памяти подобно заученному, оно живёт в нашем сознании на иных уровнях, закрепляясь интуицией, вкусом, привычкой к интересной, наполненной жизни, где ты и история, герои прошлого и сегодняшнего дня существуют на равных, помогая понять друг друга.

«Академия» как жизненная позиция

Именно познание себя и мира вокруг, осознанное и личностное отношение к истории, культуре и времени, в котором ты — не потребитель, а участник — и есть смысл всех студийных начинаний, сложившихся в особый уклад жизни, гордо именуемый нашими питомцами «Академия».

Детская студия «Академия» действительно давно уже стала для многих образом жизни. Поступая к нам в 6-7 лет, малыш, спустя несколько месяцев, проходит  импровизированную церемонию «приёма в академики», где ему после небольшой «экзаменовки» медаль с рельефом двуликого бога времени Януса вручает не кто-нибудь, а «настоящая» древнегреческая Муза истории — Клио или сам Платон. Так ребёнок вступает в своеобразное «братство», где принято читать книжки и ходить по выходным в музей, где любят путешествовать по свету, познавая историю в реальном пространстве, и допоздна репетируют новогодние спектакли, пробуя себя на подмостках настоящей сцены.

Со временем у этой огромной «академической» семьи появился даже свой узнаваемый фирменный стиль — ряд предметов и атрибутов (см. раздел «Наш стиль») с особой студийной символикой, разрабатываемой специально для нас дизайнером и автором этого сайта Игорем Чириковым. Увидев где-то случайно обладателя той самой тельняшки, зонтика или толстовки, мы понимаем, что он наш, свой, академический.  И это вызывает удивительное чувство гордости, близости и ответственности друг за друга.

Так детская творческая студия «Академия» начинается для многих ещё до школы, а не завершается никогда. Наверное, поэтому возрастной состав нашей самой старшей группы сегодня в среднем двадцать лет. Прибегая после работы в студию и наспех попив чай, «академические ветераны»  погружаются в хитросплетения современного искусства, осваивая манифесты Малевича и философию концептуализма, решая познавательные кроссворды и культурологические тесты, переживая на подмостках Чехова и просто общаясь друг с другом вокруг и около истории и культуры.

Строители и созидатели

Как в любом по-настоящему творческом начинании в десткой студии «Академия» многое держится на личности педагога. Он генерирует программы и прокладывает пути их освоения, своим темпераментом держит тонус занятий, живёт рядом и вместе со студийцами, негласно формируя и поддерживая студийную этику.   

Двадцать лет назад проект был придуман и реализован инициативой искусствоведа Ольги Холмогоровой, филолога Елены Короткой и историка культуры Татьяны Чумаловой, самоотверженно пустившихся в тогда ещё неизведанное плавание по маршруту «Мировая художественная культура детям».

С тех пор к плаванию примкнули наши воспитанники — младшее поколение педагогов — Александра и Мария Чириковы, Лариса Григорян, «модернизирующие» наши программы и сам стиль преподавания в соответствии со стремительно меняющимися  стандартами времени.

В движении детской студии «Академия» участвуют и многие наши коллеги, друзья-художники и архитекторы, родители наших питомцев (с упоением поддерживающие все нелёгкие, но захватывающие «академические» начинания), сотрудники многих российских музеев, занимающиеся музейной педагогикой и с готовностью предлагающие нам свои экспозиционные площадки. Настоящая семья сильна своей многочисленностью и  взаимопониманием. 

От «Академии» к «profАкадемии»

Несколько лет назад творческая студия «Академия» обрела новых единомышленников в лице Музея современного искусства «Гараж», пригласившего нас реализовывать некоторые наши проекты на площадке своего образовательного центра. Так «Академия» получила «ускорение» в сторону современного искусства, к которому была готова уже давно, так как наши программы включают серьёзное освоение культуры ХХ-ХХI вв. Совместные с МСИ выставки в Парке культуры и отдыха им. Горького, сам стиль «гаражного» мышления всё больше ориентировали наших студийцев на освоение актуальных художественных практик. Сейчас приобретённый опыт вылился в собственную программу «Академии» по организации выставок студийцев, готовых реализовывать проекты, основанные на этих практиках. В помощь им была создана и начала функционировать «profAcademia».