История художественных языков и стилей от эпохи Возрождения до конца XIX века

На этом этапе программа детской студии «Академия» все более углубляемся в историю искусства, знакомит студийцев с отдельными стилевыми и индивидуальными особенностями его проявлений в границах указанных эпох. Большое внимание уделяется информационному и понятийному накоплению материала, формированию навыков суждения и рассуждения, сравнительному анализу и артикуляции собственных эмоций, замечаний и ощущений от художественного произведения. Наша задача — как можно больше раскрыть и активизировать самостоятельные навыки повзрослевших студийцев, собрать воедино накопленный за многие годы материал и научить их свободно оперировать им в гуманитарном пространстве.
 
Первый год обучения (Эпоха Возрождения как основа архитектурно-художественного видения нового времени) формирует общую картину становления европейского искусства XIV-XVI вв. Осваивая творчество крупнейших итальянских мастеров этого времени от Джотто и Данте до Микеланджело и Караваджо, мы пытаемся реконструировать атмосферу и умонастроения великой и драматичной эпохи, понять причины и механизмы ее и поныне актуального воздействия. Как никогда искусство переплетается здесь с судьбой человечества, отражая ее в совершенных и остро выразительных формах. Увидеть это в конкретном произведении, почувствовать индивидуальность взгляда и манеры художника в его проекции на проблематику времени — это и есть траектория нашего движения на взрослом этапе.
 
Второй год обучения посвящен многообразию национальных и региональных проявлений художественного мышления ХVI-ХVII вв. Мы знакомимся с творчеством мастеров Нидерландов, Испании, Англии и Франции, сопоставляем образные системы Брейгеля и Босха, Дюрера и Гольбейна, Эль Греко и Веласкеса, пытаясь понять их миропредставления и авторскую манеру. Работы Рембрантдта подводят нас к проблеме психологического в искусстве, которая станет «нервом» последующей эпохи. Возвращение к культуре средневековой Руси (после младшей — первой ступени программы) на этом — взрослом уровне понимания позволяет сопоставить особенности развития ее эстетики и мироощущений в сравнении с уже освоенным европейским материалом. Философия и поэтика иконы и монументальной живописи, развитие пластических и сюжетных канонов, неповторимость русской архитектурной школы XVI-XVII вв. становятся теперь предметом осознанного постижения.
 
Третий год (Стилеобразование и эволюция европейского и русского искусства XVIII–XIX вв.) посвящен истории архитектурно-художественных стилей от барокко до эклектики, а также сравнительному изучению реалистической и романтической художественных школ в европейских странах и России. Отдельной темой выделяются становление светских художественных традиций в отечественной культуре и жизни XVIII века, история Петербурга и сложение новой архитектурно-художественной школы северной столицы.