Мы делаем искусство, искусство делает нас

Занятия группы «profAcademia» ориентированы на подростков 13-15 лет, склонных более углублённо и последовательно (возможно, в будущем —профессионально) осваивать пространство современного искусства в самом широком его понимании: от теоретического изучения до реализации самостоятельных проектов.

Вхождение в сегодняшнюю арт сферу требует предварительной подготовки, постижения специфики языков и способов выражения современного художника, сущностно отличающихся от классической модели.

«Каждый человек — художник» — этот лозунг великого реформатора искусства ХХ века Джозефа Бойса открыл почти полувековой процесс тотального креатива, проявляющегося сегодня и в массовом поиске молодыми людьми самоопределения именно в сфере арт проекта.

Еженедельные семинарские занятия помогут понять природу сегодняшнего художественного мышления, его истоки и сущностные изменения, во многом связанные с трансформацией самого общества ХХ-ХХI вв.

Жанр ворк шоп предполагает активное включение самих подростков: чтение и анализ текстов; исследование текущих выставочных, кино и театральных проектов; артикуляцию устного и письменного суждений; общение с художниками, знакомство с различными арт институциями.

Программа соединяет в себе теоретическое освоения материала и практические задачи. Важной её особенностью является включение в общий курс отдельных тематических «сетов» молодых художников, дизайнеров, архитекторов (в том числе выпускников студии «Академия» — студентов ВНИУШЭ, МАРШа, МАРХИ, Британской школы дизайна, МГУ, ВГИКа, ГИТИСа), которые будут работать с ребятами по заранее определённой им теме.

Предварительная программа теоретического курса:

1. Художник в разные исторические эпохи. Искусство как выразитель идеологии, эстетики, вкуса, моды/ 2. Искусство и его адресат (заказчик, зритель, коллекционер). От элитарного к массовому/ 3. Мировоззренческие и эстетические основы классического искусства (от античности до XIX века)/ 4. Переломное время: технические и промышленные перевороты XIX века, трансформация роли художника в обществе/ 5. Изменение статуса и самоощущения художника: от выполнения заказа к самодостаточности. Осознание самоценности пластического языка/ 6. Сезанн, начало формализма как самодостаточности искусства/ 7. Социальные катаклизмы рубежа XIX-ХХ вв. и их влияние на переосмысление роли искусства/ 8. «Измы» первой четверти ХХ века как путь самоопределения художника/ 9. Анри Матисс и фовизм/ 10. Пабло Пикассо как новый тип художника-демиурга/ 11. Василий Кандинский и новая духовность/ 12. Теория синкретического искусства (взаимопроникновение разных искусств) — Скрябин, Шёнберг, Густав Климт и Сецессион/ 13. Революция и искусство. Русский авангард/ 14. Казимир Малевич и «конец» искусства/ 15. Средообразующий потенциал художника. Модернистский «протодизайн». Родченко, Татлин/ 16. Новые языки: фото и кино-глаз 1920-х годов/ 17. Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн/ 18. Конструктивизм и Баухаус/ 19. Тоталитарные идеологии ХХ века и нео-классицизмы (него-консерватизмы)/ 20. Художник ХХ века в меняющимся социо-политическом контексте

Встречные актуальные темы:

1. Сетевая «культура»: как её постичь, приручить, регулировать. Раствориться в сети или результативно использовать/ 2. Эстетика и вкус в сетевом пространстве: инстаграмм, соц. сети, реклама/ 3. Сериальное сознание/ 4. Новейшие технологии и наше самоощущение. Возможности и пределы/ 5. Коммуникации реальные и мнимые/ 6. Стритстайл как путь к свободе/ 7. Одежда как способ самоидентификации/ 8. Лень и культура праздности/ 9. Диджитал технологии в гуманитарном пространстве/ 10. Визуально информационная агрессия среды и способы самосохранения в её контексте